Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя nikom : nikom.www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 42291 зарегистрирован в 2006 году

nikom

настоящее имя:
Вера (Отч. скрыто) (Фам. скрыта)
Портрет заполнен на 80 %

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок


    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 10
Блог   >  

Этот транспорт непростой, знает в городе любой

  23.08.2016 в 10:50   656  

Этот транспорт непростой, знает в городе любой
Просмотреть или сохранить оригинал: Этот транспорт непростой, знает в городе любой

Часто ли вы ездите на трамваях? Приятно же прокатиться по городскому кольцу, по центральным улицам города, когда есть лишний час. Это, между прочим, самый старый общественный транспорт не только в Нижнем Новгороде, но и во всей стране. Раньше наших электрические трамваи пошли только в Киеве, ныне Украина, и в Калининграде, но тогда это был немецкий город Кенигсберг. Пока вы решаете, когда прокатиться хотя бы по городскому кольцу на “двойке”, мы расскажем вам 15 фактов из истории этого вида транспорта.
• Электрические трамваи пошли в Нижнем Новгороде больше ста лет назад. Движение стартовало 8 (по новому стилю 20) мая 1896 года. Событие это приурочили к открытию Всероссийской художественной и торгово-промышленной выставки — по сути ВДНХ Российской империи. Тогда в наш город свезли все достижения страны от машин до живописи. И пустили трамвайчики.
• Очень долго выясняли, как технически и в соответствии с юридическими нормами реализовать проект, как сделать его выгодным. Только летом 1895 года компании-подрядчики заключили договор. В общем, никуда не торопились.
• Трамвайных линий у нас выстроили три. Одна ходила в Канавино, вокруг места проведения Всероссийской выставки. Линия была узкоколейной, всего 750 миллиметров была ширина рельсов. Зато имелся специальный вагон для императорской фамилии. Движение запустило товарищество Подобедова, после выставки рельсы демонтировали.
• Вторая линия вам неплохо знакома: от Московского вокзала через мост до нынешней площади Маркина. Еще несколько лет назад она была действующая, пока рельсы не убрали с Канавинского моста. Линию проложила компания “Сименс и Гальске». Да-да, их телефоны вы неплохо знаете. И у них, кстати, была самая широкая колея — 1524 мм. Такой мы сейчас и пользуемся.
• И третья линия состояла из двух частей. Одна связала Нижегородский кремль с нынешней площадью Горького, а потом по Малой Покровской уходила к Смирновскому саду, где ныне стоит гостиница “Azimut”(бывшая «Нижегородская»). Тогда трамвай шел вдоль улицы Большой Покровской. Сейчас, как известно, он пересекает ее только в одном месте. И вторая часть шла от Скобы до моста. Принадлежала линия фон Гартману и по ширине колеи была где-то посередине — 1000 мм.
• Вы заметили, что трамваи не ходили по съездам? Как же люди поднимались наверх? Городскую линию фон Гартмана обслуживали 2 элеватора, по сути — фуникулеры. Один шел от моста к нынешней гостинице “Azimut”. Второй от Скобы по склону поднимался в Кремль. От обоих остались, кстати, краснокирпичные подпорные стенки, так что их место на горе легко определить.
• Все линии нижегородского трамвая были однопутными, примерно, как сейчас на улице Рождественской. Чтобы вагоны имели возможность разойтись, предусмотрели разъезды с шириной колеи 60 дюймов или 1 метр.
• Даже плата за проезд у перевозчиков была разная. На сименсовской линии просили 10 копеек. У фон Гартмана трамвай делился на классы: в первом оплатить надо было 5 копеек, во втором 3. У Подобедова плата зависела от времени: 5 копеек до 19 часов, после — уже 10.
• Линии “Сименс и Гальске» и Подобедова планировали после выставки разобрать. Но фирма фон Гартмана выкупила пути до Московского вокзала, чтобы сделать свою линию более удобной и длинной. Теперь его трамваи шли через деревянный плашкоутный мост. Во время ледостава и ледохода сообщение между верхней и нижней частью города прерывалось.
• У нас была и своя конка - трамвай, который везет лошадь. Шла она от Благовещенской (ныне Минина и Пожарского) площади по Большой Печерской — к монастырю. Открылось движение по ней только в 1908 году. Но линия была убыточна и город скоро ее прикрыл.
• В 1914 началась Первая мировая война, и трамваи из частной стали городской собственностью. Но квалифицированный персонал оказался в действующей армии. А после — Гражданская война, революция и 1 мая 1919 года: 48 вагонов нашего трамвая остались в депо на долгих 4 года.
• 1 мая 1923 года, после митинга, пустили вагоны по старым линиям в Заречье. Еще через несколько недель в нагорной части. Но Нижний Новгород рос: и Автозавод, и Сормово, и другие районы требовали себе общественный транспорт.
• А вы знаете, что трамвайные рельсы Канавинского моста использовали в годы Великой Отечественной войны для движения паровозов? У ныне не работающего Ромодановского вокзала, здание которого стоит под метромостом, построили перемычку, связывающую железнодорожные и трамвайные рельсы. Только с третьей попытки маневренный паровоз встал на неприспособленные для него пути. В ночное время наш мост становился железнодорожной переправой.
• Трамвайный парк долгое время, еще с 1929 года, располагался в Кремле, в здании манежа. В народе он звался “Кремпарк”. В 1969 году его ликвидировали, рельсы разобрали, а в здании разместили гаражи и склады. Ныне это корпус на задворках Законодательного собрания, под номером 1А. Парк №1 переехал в Лапшиху, в новое депо. Там сейчас и располагается Нижегородский музей электротранспорта.
• Сейчас трамвай у нас ходит только через один окский мост — Молитовский. «В Нижнем Новгороде трамваи будут ходить всегда», — заявил не так давно бывший глава администрации города Олег Кондрашов. Будем надеяться, что городские власти слово сдержат.