Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя nikom : nikom .www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 42291 зарегистрирован в 2006 году

nikom

настоящее имя:
Вера (Отч. скрыто) (Фам. скрыта)
Портрет заполнен на 80 %

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок


    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 1
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 19
Блог   >  

Что с нами стало. Или несколько слов об обществе потребления.

  24.10.2015 в 12:14   594  

Что с нами стало. Или несколько слов об обществе потребления.
Просмотреть или сохранить оригинал: Что с нами стало. Или несколько сл...

"Скинули мне вчера ссылку на одну, в общем-то, ничем не примечательную историю. Жил-был гражданин, работал, получал "среднепутинскую" зарплату, да ездил на старых дедовских "жигулях". Однако в какой-то момент понял, что "жигули" это не солидно, пошёл и купил в кредит иномарку, которая с учётом страховки, расходников и прочих "прелестей", "съела" почти всю зарплату гражданина, вынужденного теперь в течение нескольких лет перебиваться с хлеба на воду. Казалось бы, историй таких вагон и маленькая тележка, но заинтересовала меня не она, а её обсуждение в комментариях.
"Современные потребители могут определять себя с помощью следующей формулы: я есть то, чем я обладаю и что я потребляю"
Эрих Фромм

Вообще я считаю, что комментарии на крупных порталах крайне полезны. Отписалась по какому-то вопросу, предположим, тысяча пользователей, и вот уже можно худо-бедно оценить мнение широких слоёв населения. А чем портал менее узкоспециализирован, тем лучше, потому как охват больше, а данные достовернее. Может быть, всё это лишь дилетантские предположения, всё-таки социологическими методами я не владею, но мне кажется, что потенциал этот уже во всю используют.

Но вернёмся к нашей истории. После прочтения, я сделал, как мне казалось, абсолютно логичный вывод о том, что человек влился в ряды "квалифицированных потребителей", столь любимых некоторыми представителями нашей т.н. "элиты". И в итоге, игнорируя здравый смысл, не только купил абсолютно ненужную ему вещь, но и попал к ней в рабство, в самом прямом смысле этого слова.
Однако, прочитав около сотни комментариев, я с удивлением обнаружил, что сторонников моей точки зрения можно пересчитать по пальцам одной руки. Основная же масса комментаторов сетовала на то, что гражданин - ленивый неудачник и "нищеброд", неспособный устроиться на более высокооплачиваемую работу, калымить по вечерам или "таксовать" на купленной машине. Т.е. люди в большинстве своём согласны, что ради вещи, не являющейся человеку необходимой, нужно лезть в долги. Ни обойтись без неё, ни копить без ущерба для себя - нельзя. Нужно идти и брать кредит. Не можешь оплатить кредит? Надо лучше работать! Не можешь лучше работать? Значит неудачник! Всё просто.
Карл Маркс рассматривал капитализм, как овеществление и продажу человека, имея в виду, прежде всего, выхолащивание из людей всего живого, превращение их в аморфную трудящуюся массу, низведённую до уровня орудий труда в руках эксплуататоров. Столетие спустя, Эрих Фромм писал о том же овеществлении, приобретшим новый характер. На смену человеческих отношений пришло отношение вещей.
Человек, казалось бы, скинувший рабские оковы, вновь ощутил себя товаром, который имеет фиксированную цену, и который он вынужден постоянно продавать. Ведь невидимая рука рынка диктует не только цену тех или иных человеческих качеств, но и саму их необходимость. Все мы помним коронное выражение господина Чубайса - "они не вписались в рынок", являющееся чудовищной иллюстрацией закономерностей, которые уловил и описал Фромм. Бескорыстные и честные врачи и учителя рынку оказались не нужны, зато воры и лжецы отлично в него вписались.
Измерять достоинства человека уровнем его потребления ("успешностью") стало нормой. Люди всячески пытаются набить себе цену подчеркнуть собственный статус, как бы невзначай упоминая в разговоре страны, которые они посетили, машины, которые недавно поменяли, квартиры, которые обставили новой мебелью из очередного каталога.
Я с трудом представляю себе жизнь в модусе потребления не только потому, что считаю себя человеком достаточно аскетичным и имеющим идеалы помимо интересов, но и с чисто прагматичной точки зрения. Хорошо помню, как в детстве было принято говорить о моём поколении, как о пропавшем, т.к. наши родители были вынуждены работать от зари до зари ради выживания, и не могли уделять должного времени воспитанию. Плоды этого мы все пожинаем, однако нынешняя ситуация видится мне куда более плачевной.
Гражданину из обсуждаемой истории, уже заклеймённому ленивым неудачником и "нищебродом", придётся очень сильно постараться, чтобы впредь соответствовать "стандартам общества", ведь автомобиль это далеко не самая большая трата. А что он будет делать, когда появятся дети, и представить сложно. Если всё время уходит на поддержание уровня потребления, то когда воспитывать подрастающее поколение? А ведь дети, воспитанные подобной в среде, решительно не хотят отставать от взрослых, и начинают активно меряться потреблением своих родителей чуть ли не с детского сада.
Получается замкнутый круг, вырваться из которого можно, лишь изменив ориентиры. Перейти, пользуясь терминологией Эриха Фромма, из "модуса обладания" на "модус бытия", встав на путь возвращения подлинных человеческих отношений вместо добровольной продажи себя.
Первым шагом на этом пути может стать прочтение книги "Иметь или быть" Э.Фромма. vis0tnik.livejournal.com/526544.html