Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя nikom: nikom.www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 42291 зарегистрирован в 2006 году

nikom

настоящее имя:
Вера (Отч. скрыто) (Фам. скрыта)
популярность:
11392 место -6↓
рейтинг 1352 ?
Привилегированный пользователь 10 уровня
Портрет заполнен на 72%

    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 14

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок
Блог   >  

О важнейших проблемах ХХI столетия в фильме В поисках капитана Гранта

  03.06.2015 в 17:44   162  

Этот фильм вышел в свет практически на пороге перестройки. Он содержит один фрагмент, на мой взгляд, самый яркий. И невероятно важный для нас сегодня. Он, можно сказать, по-жульверновски пророчит всему человечеству и в первую очередь России, проблемы, которые встанут ребром и от которых уже невозможно будет ни отмахнуться, оставив их решение потомкам, ни, зажмурившись, сказать истерично "Нет их! Нет их! Всё замечательно!" И вот, настал XXI век и эти проблемы встали во весь рост.
Вот этот фрагмент:
www.youtube.com/watch?v=WCUaL7h3E5c
Очень интересно, как ёмко, точно и кратко обозначены важнейшие проблемы ХХI столетия. Не думаю, что это случайность.
Сперва речь заходит о способе бытия:
- Вы богаты, сеньор?
- Всегда можно оказаться нищим по отношению к кому-нибудь.
- Что доставляет Вам наибольшее удовольствие?
- Труд.
- Оу!
(неодобрительно, почти возмущенно)

Очень точно обозначена проблема человеческого счастья. Противопоставление удовольствия безудержного обогащения - счастью творчески трудиться. Это очень перекликается с Э. Фроммом и его тезисом "счастье Быть, а не удовольствие Иметь".

А здесь - о культуре и социуме:
- Каково будущее Ваших книг?
- Я думаю, что их скоро забудут.
- Вот как? Почему?
- Люди стремятся жить в своё удовольствие. К сожалению, их всё меньше интересует литература, основанная на моральных принципах.

Тут недвусмысленно звучит пророчество таких процессов как декультурация, деморализация и вырождение человека как вида. (Жуль Верн не мог знать, что такие процессы в общество можно запускать исскусственно и намеренно, однако авторы фильма - уже могли это знать). То есть расчеловечивание человека. И дальше четко называется причина этому. Это атомизация и общество потребления, превращающее человека в жвачное животное. Но не обычное, а наделенное разумом, со звериными инстинктами и невероятными возможностями сражаться за "место под солнцем". И вместо клыков, наличие которых еще как-то гармонично могло бы вписаться в "пищевую цепочку", - ядерное оружие и много еще чего. Генная инженерия, нанотехнологии... Сколько нам осталось? Доживёт ли следующее поколение до старости? Вопрос открыт и зловеще звенит в воздухе.

Далее говорится о главном. О проблеме спасения человечества и гуманизме как таковом:
- Сформулируйте основную задачу Вашего творчества
- Преобразование мира, если хотите!
- Ого!
- Да, да!
- Я нарисую картину мира, в котором мы живем, а читатель пусть задумается, совершенен ли он. На Земном шаре проживают 1,5 миллиарда человек (сегодня - 7,5млрд. - прим. моё)! Только в Китае живет 300 миллионов! Триста! Но половина населения нашей планеты живет просто впроголодь. А ведь наша планета может прокормить сто миллиардов! Человечество обязано общими силами улучшить и переустроить мир, в котором мы живем!

О проблеме перенаселения не говорит сегодня только ленивый. Но и этот ленивый зачастую считает, что «народу бы лучше подсократиться, а вот мне не умирять свои вожделения и аппетиты касательно потребительства». Гений Достоевского очень точно описал такого человека - потребителя:
“Миру провалиться или мне чаю не пить? Нет, я лучше скажу: пусть весь мир провалится, а мне, чтобы чай всегда пить”.
Только мир не провалится отдельно от того, кто его проклинает ради своего "удовольствия пить чай". В обсуждаемом нами фрагменте, говорится и об этом:
- Вы пишите много о науке. Каково ее будущее? Станем ли мы еще при жизни свидетелями великих открытий?
- Недалеко то время, когда достижения науки превзойдут силу воображения. Скоро люди построят летательные аппараты тяжелее воздуха, подводные корабли, движимые электричеством, НО НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БЕЗРАЗЛИЧНЫ К ДОБРУ И ЗЛУ!!! (здесь и далее выделено мной) И может быть очень скоро найдут средства уничтожать целые армии не зависимо от расстояния. ПОЭТОМУ УСПЕХИ НАУКИ НЕ ДОЛЖНЫ НИ В КОЕЙ МЕРЕ ОБГОНЯТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НРАВОВ!!! Иначе наука станет очень опасной!

Это про тот самый "барьер Питерса", когда человек, развивая искусственную среду, при этом остается таким как есть, не развивается или вовсе деградирует. Эта разница в развитии человека и его технических возможностей, достигнув своего предела, неминуемо уничтожит всё человечество (или большую его часть). Ядерным оружием или опаснейшим вирусом, способным за месяц сократить население Земли раз в двадцать. Да мало ли еще чем. Тот самый образ алчущего зверя с ядерным оружием вместо клыков.

Затем вопрос задает человек-потребитель той эпохи, в образе легкомысленной дамочки:
- Вы вполне нормальный человек, да?
- Надеюсь..
- Эгхе-хе! а все Ваши герои - безумные храбрецы!
- Неправда. Все мои персонажи - нормальные люди. Терпеть не могу сумасшедших. Счастье улыбается отважным, а не безрассудным.
- Эгхе-хе!

Как это знакомо, когда начинаешь разговаривать с некоторыми незнакомыми людьми серьезно на темы о смысле жизни, проблемах человечества, то зачастую слышишь в ответ звуки, по интонации очень напоминающие ту дамочку. Легкомысленность, насмешливость и несерьезность и, возможно даже, показная глуповатость. И утверждения, что все храбрецы-безумцы и самоубийцы, так часто звучащие в наших либеральных СМИ, а иногда и из властных чиновничьих кабинетов «эффективных управленцев». Разумеется, человек-потребитель просто обязан объявить героизм – сумасшествием и приступом суицидальности дабы не чувствовать себя полным дерьмом ничтожеством или вдруг, о ужас!, озаботиться проблемами других людей.

Далее, затрагивается вопрос взаимодействия человека с природой и отношение к дарвинизму:
- В Ваших книгах человек всегда выходит победителем. Из единоборства с природой. Но это атеизм, разрушение религии. Господин Дарвин утверждает, что человек - царь природы. Вы согласны с ним?
- Нет!
- Человек - одно из самых удивительных созданий природы. Но не больше. Превосходство человека не в покорении природы, а совсем в другом. Постичь ее, сохранить душевное спокойствие перед "бунтом материи". Человек должен уметь сказать "Меня можно уничтожить, но поколебать - никогда!".

"Человек - царь природы", как мне кажется, - такая же патетика, как и "лев - царь всех зверей". Человек конечно же очень сильно обусловлен природой, как окружающей его, так и той, что заложена в нем самом (то самое дочеловеческое или "звериное начало"). Но он обусловлен ею не до конца, так как наделен способностью преодолевать её. Именно эта необусловленность природой дает человеку право называться таковым.
Постижение этой природы вокруг себя, борьба с ее дочеловеческим (звериным) началом внутри себя – в этом суть человека. И в этом предназначение Культуры, которую он формирует. Чем выше развита Культура (сложнейшая система запретов на озверивание) - тем выше развит Человек. Не его технические возможности и искусственная среда, которую он создает, - а он сам. И это Красные смыслы. А так же смыслы религиозные. И в этом Освобождение человека от природной обусловленности. И в этом его творческое Задание. И в этом его настоящая Свобода и настоящее Счастье. Счастье Быть, преобразовывая себя и мир.
Смело, товарищи, в ногу!
Духом окрепнув в борьбе,
В царство свободы дорогу
Грудью проложим себе.
Вот о каком духе пелось в песне. И вот о какой борьбе. И вот о какой Свободе.
Этот фрагмент фильма до предела насыщен Красными смыслами. Теми, которые и обозначают тот Путь, который призван спасти человечество. Путь к восхождению человека.
Источник: kir-bor.livejournal.com/